Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального роста.
Вопреки бытующему у ряда руководителей мнению, что мотивация и самомотивация – это всего лишь свойства, присущие той или иной личности, можно с уверенностью заявить, что у каждого человека есть некая сфера приложения сил, в которой он действует с колоссальным энтузиазмом… и если эта сфера действительно лежит далеко за пределами рабочего места, деятельности, значит дело совсем не в характере. При этом также верно и то, что одними манипуляциями с зарплатой и методом «кнут-пряник» проблемы не решить.
Мотивационный процесс в медицинском учреждении в общих чертах можно разделить на следующий стадии:
- первая стадия мотивационного процесса — возникновение потребностей (физиологические, психологические, социальные)
- вторая стадия — поиск путей устранения потребности
- третья стадия — определение целей (направления) действия
- четвертая стадия — осуществление действия
- пятая стадия — получение вознаграждения за осуществление действия
- шестая стадия — устранение потребности
Стимулы, применяемые руководством для мотивирования работников, делятся на 2 большие группы:
- Денежные: зарплата, отчисления от прибыли, доплаты, надбавки, компенсации, ссуды, льготные кредиты.
–
Социальные: медицинское обслуживание, страховка, путевки, питание, оплата транспортных расходов, подарки.
–
Функциональные: улучшение организации труда, улучшение условий труда.
Нематериальные стимулы, применяемые руководством медучреждений для мотивирования работников, подразделяются на:
- Социально-психологические: общественное признание, похвала, порицание, поддержка, одобрение.
- Творческие: повышение квалификации, применение групповых форм работы, стажировки, командировки.
- Свободное время: гибкий график работы, дополнительный отпуск.
Итак, основные методы мотивации
1. Вознаграждение – в виде систем материального и нематериального стимулирования.
2. Принуждение – основано на страхе подвергнуться наказанию.
3. Солидарность – развитие у работников ценностей и целей, совпадающих или близких к ценностям и целям организации с использованием убеждения, воспитания, обучения и создания благоприятной производственной атмосферы.
4. Приспособление – воздействие на цели организации путем частичного их приспособления к целям менеджеров высшего и среднего звена.
Чтобы система мотивации была эффективной, а затраты на ее разработку окупались связанным с ее внедрением ростом производительности, качества результатов и профессионализма, рекомендуется придерживаться следующих принципов:
• Объективность
• Предсказуемость
• Адекватность
• Своевременность
• Значимость
• Справедливость
Компания "МЕДБИЗНЕСЭКСПЕРТ" предлагает услуги по разработке и внедрению эффективных мотивационных алгоритмов для персонала, способных поднять продуктивность работы в Ваших медицинских организациях на качественно более высокий уровень. Звоните нам.
Назад в раздел